Наступление железного века в истории каждого конкретного региона мира связывается с изготовлением основных форм орудий труда и оружия на основе железа рудной, а не метеоритной, природы и с распространением железной металлургии и кузнечного дела. Уже в середине II тыс. до н.э. начинается эпоха раннего железа в Малой Азии. Первые изделия из рудного, или кричного, железа упоминаются в хеттских клинописных табличках XV-XIII вв. до н.э. В конце II тыс. до н.э. через греческие города Малой Азии железоделательные навыки распространяются на Эгейские острова и в европейскую Грецию. В это же время первые изделия из рудного железа становятся известными в археологических памятниках Приднестровья, знаменуя собой начало эпохи железа в нашем регионе.
В Приднестровье в это время в лесостепной зоне преимущественно обитали древние фракийцы, а в степной – киммерийцы.
Древние фракийцы (X-VII вв. до н.э.) жили в неукреплённых поселениях, в наземных глинобитных домах, в которых располагалась большая патриархальная семья. Фракийцы занимались скотоводством и земледелием, а также выплавкой и обработкой бронзы, а позже – железа. Развито у них также было изготовление орудий из кости и рога, производство глиняной посуды, прядение и ткачество. Поселения фракийцев известны по археологическим разведкам в Рыбницком и Дубоссарском районах. В могильниках этого времени погребения совершались по обряду трупосожжения и трупоположения. В частности, два погребения Сахарно-Солонченской группы (конец IX – начало VII в. до н.э.) были обнаружены и исследованы в 1956 г. у с. Большой Молокиш Рыбницкого района. Эти захоронения были совершены в каменных ящиках и оказались безынвентарными.
Киммерийцы (IX-VII вв. до н.э.) издавна обитали в степях Северного Причерноморья. Они были скотоводами и вели кочевой образ жизни. Это первый народ, самоназвание которого нам известно из сообщений древнегреческих авторов. Заметное место в истории ираноязычных киммерийских племён занимали военные походы в древневосточные государства (Урарту, Ассирию, Фригию, Лидию), что нашло отражение в письменных источниках VIII-VII вв. до н.э.
Об имущественном и социальном расслоении киммерийцев нам известно в основном по сохранившимся и исследованным погребальным памятникам, а также по кладам и случайным находкам. Как правило, киммерийцы хоронили своих соплеменников в курганах предшествующего времени – в ямах или подбоях. Крайне редко фиксируются возведение курганов над основными киммерийскими захоронениями и бескурганный обряд погребения. В мужские захоронения клали предметы конского снаряжения, оружие, оселки, посуду и жертвенную пищу. В женских захоронениях встречаются посуда, орудия труда и украшения. Для киммерийского искусства характерны геометрические орнаменты в виде одинарных и концентрических кружков, розеток, разнородных спиралей, меандров и ромбовидных фигур.
Ряд неординарных киммерийских захоронений был раскопан на территории Приднестровья. В 1992 г. на окраине Слободзеи был исследован курган с двумя киммерийскими погребениями (основным и впускным), упомянутый нами при описании истории археологических исследований в Приднестровье. В 1994 г. у с. Мокра Рыбницкого района было найдено впускное киммерийское захоронение, а спустя год ещё одно – у с. Глиное Слободзейского района. Только через 20 лет, в 2015 г., у того же села Слободзейского района были обнаружены три киммерийских впускных погребения в одном кургане.
Киммерийцев сменили скифы, которые появились в Приднестровье в конце VII в. до н.э. В VI-IV вв. до н.э. скифы были скотоводами и вели преимущественно кочевой образ жизни. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, поддерживали культурные и торгово-экономические контакты со своими соседями – фракийскими племенами на западе и северо-западе, и с греческими городами-колониями – на юге и юго-востоке. Скифы были прекрасными наездниками и воинами. «Отец истории» Геродот оставил нам подробное описание неудачного похода персидского царя Дария на скифов в 512 г. до н.э.
В отличие от своих предшественников, киммерийцев, скифы, как правило, возводили курганные насыпи над захоронениями своих соплеменников. Однако в Приднестровье известны скифские погребения в курганах эпохи бронзы, а также бескурганные могильники и скифские клады. Погребальные сооружения скифов различаются – ямы, катакомбы и деревянные склепы. Обычно практиковали обряд ингумации – умершего укладывали в вытянутом положении, головой на запад. В то же время в степях Приднетровья известны скифские погребения, совершённые по обряду кремации – тело погребённого сжигали на месте захоронения (в яме или в деревянном склепе).
За последние 120 лет сотни скифских захоронений были исследованы на территории Дубоссарского, Григориопольского и Слободзейского районов. Многие из них содержали наборы вооружения, предметы конского снаряжения, орудия труда, предметы быта, посуду, украшения, туалетные принадлежности и предметы культа. Некоторые из находок являются выдающимися произведениями ювелирного искусства, другие представляют собой греческие или фракийские импорты. За это время в насыпях курганов было сделано несколько находок скифских антропоморфных изваяний.
Как показали исследования скифского могильника у с. Глиное в 1995-2012 гг., скифская степная культура не исчезла в степях Приднестровья в конце IV в. до н.э., как считалось ранее. В настоящее время нет сомнений, что скифы проживали в степном Поднестровье непрерывно, минимум до конца II в. до н.э. В III-II вв. до н.э. скифы оседают на землю. Появляются скифские поселения у с. Чобручи и у с. Глиное Слободзейского района. В погребениях могильника у с. Глиное обнаружены находки, которые свидетельствуют о постоянных культурных и торгово-экономических связях с греческим населением региона, с фракийским племенем гетов и с носителями латенизированных культур Восточной Европы.
в с. Ташлык в 1958 г. Место хранения –
Тираспольский объединённый музей
г. Тирасполь после завершения расчистки
В Приднестровье известны и гетские памятники. Жили геты (V-II вв. до н.э.) как в укреплённых, так и в неукреплённых поселениях. Самым распространённым видом укрепления поселений являлся деревянно-земляной вал со рвом, хотя в некоторых случаях при строительстве применялся камень. Некоторые городища были застроены стационарными жилищами и, очевидно, были постоянно заселены, другие использовались как городища-убежища в период опасности, угрожавшей жителям окрестных поселений. Неукреплённые поселения располагались в удобных для земледелия и выпаса скота местах, в долинах рек и ручьёв. Жилищами гетов служили в основном наземные постройки, хотя встречаются и полуземляночные. Основными занятиями гетов были земледелие и скотоводство. У них было развито литейное дело. Гетские городища известны в Приднестровье в Каменском районе (с. Катериновка, с. Рашков), в Рыбницком районе (с. Выхватинцы, с. Строенцы), Григориопольском районе (с. Спея).
Погребения совершались в основном по обряду кремации, реже по обряду ингумации. Немногие гетские захоронения на территории левобережного Приднестровья были открыты и исследованы у с. Рашков Каменского района, у с. Ташлык и с. Спея Григориопольского района, у с. Чобручи Слободзейского района.
В первой половине I в. до н.э. в степи Северного Причерноморья проникают многочисленные племена сарматов. Сарматы (I в. до н.э. – IV в. н.э.) были воинственными и постоянно угрожали восточным границам Римской империи. Будучи в основном скотоводами, сарматы располагали излишками скота, которые обменивали на продукты земледелия в причерноморских полисах – Ольвии, Тире, Никонии. Считается, что отдельные сарматские кланы, судя по нескольким известным поселениям, переходили к занятию земледелием. Активная торговля с римскими факториями и грабительские набеги на Мёзию позволяли накапливать богатые украшения и утварь, которые нередко встречаются как в курганных, так и грунтовых погребениях.
Хоронили умерших в основном в ямах. Господствует трупоположение, погребённые в основном лежат на спине, в Приднестровье головой, как правило на север. Инвентарь мужских погребений составляли мечи и стрелы, уздечный набор, изредка копья. В инвентарь многих женских погребений входили мечи, чем подтверждаются данные античных источников об участии молодых сарматок в боевых действиях, а также украшения, зеркала, железные ножи и пряслица. Для всех погребений характерна жертвенная пища.
Самые яркие сарматские погребения были исследованы в 1990 г. у с. Мокра Рыбницкого района. Однако сарматские захоронения были обнаружены во всех районах Приднестровья. Так, в 2014 г. на окраине г. Тирасполь был исследован курган с основным сарматским захоронением.
На заключительном этапе существования сарматов в Приднестровье появляется черняховская археологическая культура (середина III – начало V в.). От Карпат на западе до левобережья Днепра на востоке эта культура, в целом, отличалась единообразием, хотя была полиэтничной. На черняховских поселениях преобладали наземные конструкции, полуземлянки использовались реже. Внутри жилищ зафиксированы очаги и остатки печей. Обязательно присутствие ям для хранения зерна, которое иногда держали в больших сосудах – корчагах. О высокопродуктивном по тем временам зерновом хозяйстве свидетельствует применение деревянного рала и плуга с железным наконечником, которые приводились в движении волами. Культивирование пшеницы, полбы, проса, ячменя, ржи и овса подтверждается находками зёрен и отпечатком этих злаков на глине. Высокого уровня достигает гончарное производство. В качестве римских импортов присутствуют красноглиняная керамика, различные амфоры и стеклянные кубки. Из бронзы изготавливали фибулы, кольца, серьги, браслеты и другие украшения. Из античных городов сюда попадали золотые и серебряные монеты, а также золотые украшения со вставками из драгоценных камней.
В Приднестровье, благодаря археологическим разведкам, известны десятки черняховских поселений во всех районах Республики.
Значительно реже встречаются погребения, т.к. для племён черняховской культуры был характерен бескурганный обряд захоронения. Погребальные сооружения представляют собой простые ямы, где фиксируются и ингумации, и кремации. В погребениях, совершённых по обряду ингумации, нередки находки посуды, украшений, аксессуаров костюма, орудий труда и предметов быта.
Несмотря на трудность обнаружения черняховских могильников, некоторые из них удалось выявить. Так, в 1976 г. черняховское погребение было обнаружено в с. Дзержинское Дубоссарского района. Два гончарных сосуда попали в Дубоссарский музей. В 1994 г. в г. Дубоссары сотрудниками НИЛ «Археология» было исследовано ещё одно черняховское погребение, из инвентаря которого сохранились пять гончарных сосудов и железный нож.
В 376 г. гунны (вторая половина IV – первая половина V в.), продвигаясь к границам Римской империи, разгромили на своём пути «державу Германариха» (племена черняховской культуры).
Памятники гуннов в Северном Причерноморье крайне редки и представлены только отдельными захоронениями. Практиковался обряд трупоположения, погребённые были ориентированы головой на север. Нередко гунны не утруждали себя устройством могилы, используя для захоронений погребальные сооружения предшествующего времени.
Широко известно богатое гуннское погребение в яме, обнаруженное под каменной плитой пола античного склепа на поселении Беляус в Западном Крыму.
Аналогичная ситуация была зафиксирована сотрудниками НИЛ «Археология» в 2001 г. В кургане 50 могильника у с. Глиное Слободзейского района была исследована скифская катакомба. Погребальная камера этого сооружения была использована гуннами для захоронения своего соплеменника. При этом останки скифов и сопровождающий их инвентарь были выброшены из погребальной камеры, а на их место было уложено гробовище с телом мужчины. Погребённый лежал в вытянутом положении на спине, головой на север. В качестве сопровождающего инвентаря был положен кувшин. Головной убор был украшен бляшками и ромбовидной бронзовой с позолотой пластиной. На поясе обнаружена золотая пряжка. В настоящее время этот погребальный комплекс является единственным гуннским захоронением, известным в Приднестровье.
диам. 5,7 см, 4,8 х 4,3 см. Глиное (Слободзейский р-н).
Курган 17, погребение 1
Курган 56, погребение 1
Курган 18, погребение 1
Раскопки 1997 г. и 2001 г.
Глиное (Слободзейский р-н). Курган 31, погребение 1. Раскопки 1999 г.