Освобождение Рыбницы 30 марта 1944 года стало одним из значимых финальных эпизодов грандиозной военной операции по вытеснению немецких и румынских войск из СССР – Уманьско-Ботошанского удара. В боях за неё, по данным Рыбницкого музея Боевой Славы, погибли несколько сотен советских солдат.
Город был важной стратегической точкой – через Днестр здесь проходила железная и шоссейные дороги, его захват давал возможность быстрого прорыва в Бессарабию. Именно поэтому немцы стремились удержать Рыбницу любой ценой, ведь её потеря грозила серьезными последствиями для всей германо-румынской группы войск под Одессой. Поэтому в середине марта 1944 года, когда стало очевидно, что удержать стремительную Красную Армию на реке Южный Буг не получится, немцы попытались укрепиться в северных районах Приднестровья. Между тем неожиданное поражение немцев под Ямполем (севернее Каменки) 18 марта серьезно ухудшило их положение. Именно отсюда начался первый бросок советских частей к Рыбнице.
Используя силы партизанских отрядов, русские планировали ударить вниз по течению Днестра, чтобы не позволить немцам подготовить хорошую оборону. Вместе с тем Уманьско-Ботошанское наступление выдохлось: к Днестру советские части вышли ослабевшие и с большими потерями, к тому же весеннее бездорожье не позволяло подтянуть тылы и резервы. Тем не менее, бросок к Рыбнице был необходим, так как любое промедление грозило большими потерями в будущем.
Под Сороками был сформирован отряд из пяти танков Т-34 и одного самоходного орудия во главе с полковником И. Мищенко. В сопровождении около 100 бойцов пехоты они двинулись на юг. Это был тот самый авангард, который 23 марта подошел на помощь каменским партизанам, которые уже сутки удерживали склады с зерном, сражаясь с батальоном немецкой пехоты.
Появление советских тридцатьчетверок изменило баланс сил. В течение суток танки выдавили врага из близлежащих сёл и оказались в полутора километрах от Рыбницы, в селе Ержово. Однако здесь мобильный авангард столкнулся с мощной немецкой контратакой, которая велась при поддержке бронетехники. Улицы Ержово превратились в поле боя: несколько сотен немецких солдат при поддержке самоходных орудий и танков «Пантера» оттеснили русских, которые потеряв три тридцатьчетверки и единственную самоходку, отступили к селу Большой Молокиш. Немцы погнались было за ними, но в Болшой Молокиш к этому времени подошла с востока 31-я танковая бригада, прорвавшаяся в районе Кодымы. Сюда же 26 марта подтянулась 41-я пехотная дивизия генерала Н. Цветкова, которая в дальнейшем сыграла весомую роль в освобождении Рыбницы.
Село Сарацея, что между Ержово и Большим Молокишем, стало точкой противостояния сторон на несколько ближайших дней. Немцы также попытались удержать большой периметр вокруг Рыбницы. Так германская бронетехника (среди которых были и «Тигры») закрыла проход на Воронково, Гершуновку и станцию Колбасная.
Между тем наступающие с востока части советской армии заставили немцев отвести 28 марта свои бронетанковые отряды к югу в Дубоссары. Рыбницкая группировка оказалась прижата к городу и Днестру. Этим воспользовалась 41-я стрелковая дивизия и ударила при поддержке 31-й танковой бригады из Большого Молокиша по укрепившемуся у Сарацеи врагу.
В этом бою показал свои боевые качества красноармеец Михаил Гоголев, который во время атаки находился на броне ударного танка: когда бронемашина пробралась на немецкие позиции, он десантировался с танка и вступил в ближний бой. Так он уничтожил 5 немецких солдат и взял в плен еще 15 человек. За этот бой Гоголева представили к ордену Красной Звезды.
Продвигаясь вперед, 41-я стрелковая дивизия захватила села Сарацея, Ержово, Шмалена, Ульма и оказалась в пригородах Рыбницы. Предвидя скорое падение своей обороны, немцы решили уничтожить склады с боеприпасами, чтобы они не достались русским, взорвать мост через Днестр и затруднить тем самым дальнейшее продвижение Красной Армии на запад.
В этот момент большую роль сыграло рыбницкое подполье. Патриоты разминировали на железнодорожной станции «Рыбница» 13 вагонов со снаряжением и минами, 8 цистерн с бензином, 17 вагонов с награбленными противником ценностями и помешали немецким реквизициям.
Тем временем, утром 30 марта советские войска вступили в Рыбницу и атаковали железнодорожную станцию. В этом сражении участвовали бронетанковые части, некоторые экипажи Т-34 проявляли чрезвычайные боевые качества. Так орденом Красной Звезды были награждены сержанты Дорошенко и Иванович, которые со своего танка уничтожили до 60 солдат и офицеров противника, подбили один малый танк и одну самоходную пушку типа «Фердинанд».
Инерция наступления была столь мощной, что в этот же день, 30 марта советские войска с ходу освободили села Гидирим, Зозуляны и Попенки, оттеснив остатки обороняющихся немецких сил на юг.
В память об освобождении Рыбницы, одна из улиц города носит название 41-й Гвардейской дивизии. В честь командующего дивизией генерал-майора Константина Цветкова открыт сквер по улице Кирова. В городе также сооружен Мемориал Славы в память о погибших освободителях Рыбницы и тех её жителях, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны