Михаил Иосифович Блонштейн – приднестровский фотохудожник, вписавший свое имя в историю светописи черно-белыми фотографиями старого Тирасполя. Пожалуй, вторым после художника Михаила Ларионова он сделал известным, узнаваемым образ Тирасполя далеко за пределами нашего края. В 80-е годы работы Блонштейна экспонировали в различных городах и странах. Фотограф не раз становился участником международных выставок, обладателем престижных наград, одна из которых Хрустальный «Хассельблад» (культовый фотоаппарат).
Михаил Иосифович родился в 1951 в Тирасполе. Работал на предприятии Молдавизолит штатным фотографом. Был сотрудником Центра изобразительных искусств. Основал собственную школу фотомастерства, которую окончили многие замечательные фотографы. Член Союза фотохудожников Приднестровья.
Михаил Блонштейн окончил Московский государственный университет культуры и искусств. Во время обучения в университете познакомился с известным фотохудожником Александром Лапиным, под личным руководством которого обучался искусству фотографии. Михаил Иосифович всю жизнь гордился своим учителем (с которым они, к слову, родились в один день). Это знакомство во многом и определило судьбу Михаила Иосифовича. Получив диплом в Москве, Блонштейн вернулся в родное Приднестровье.
Занимался фотографией почти полвека. Особое место в работах творца занимают Тирасполь и жители приднестровской столицы. Некоторые его снимки сегодня хранятся в фондах Музея российской фотографии.
В начале творческого пути Михаил Блонштейн позиционировал себя как репортажный фотограф. А в последнее десятилетие начал отдавать предпочтение портретной съёмке.
Блонштейн-ученик и Блонштейн-учитель всегда апеллировал к мировой художественной культуре, в отрыве от которой не представлял себе искусство фотографии. Михаил Иосифович много читал, знал классический кинематограф, считал, что нельзя создать по-настоящему значительное произведение, будучи необразованным, поверхностным человеком. На протяжении всего творческого пути он следил за тенденциями в мировой светописи, отслеживал развитие интересных ему авторов, сам осваивал новые технологии, развивался. Отличаясь повышенной требовательностью к себе, Михаил Иосифович не спешил делиться результатами творчества с широкой аудиторией, нередко недооценивал некоторые из своих работ, иные дошли до нас лишь благодаря тому, что были сохранены близкими друзьями. Однако, как представляется, золотым его веком всё же остался именно уходящий Тирасполь, снимки, сделанные в 70-е – 80-е годы; здесь его душа.
«Отличаясь повышенной требовательностью к себе, Михаил Иосифович не спешил делиться результатами творчества с широкой аудиторией, нередко недооценивал некоторые из своих работ, иные дошли до нас лишь благодаря тому, что были сохранены близкими друзьями. Для фотохудожников (не путать с фоторемесленниками) язык светописи – целый мир. Блонштейн жил в этом мире и старался передать любовное отношение к фотоискусству ученикам, которых у Михаила Иосифовича немало.
Блонштейн – величина, это вершина, это ракурс; это навсегда. И чем больше таких вершин, тем лучше. Блонштейн – маяк, ориентир. Остается лишь пожелать ученикам Михаила Иосифовича самим стать мастерами, увековечив память об учителе в осмысленном, авторском творчестве, которому предстоит стать искусством», –Николай Феч