[Тирасполь, 30 октября 2025 г.] В Тирасполе сегодня вспоминали жертв политических репрессий. Уже много лет митинг, посвящённый этому дню, проводят на месте массовых казней, близ бастиона бывшей тираспольской крепости. Это братская могила, мемориал, где покоятся останки почти 5 тысяч человек.
Работа по идентификации погибших и по их перезахоронению началась на этом месте в 1990-х, затем была на некоторое время приостановлена.
В 2017 году бастион Святого Владимира начали капитально приводить в порядок, чтобы реставрировать важный исторический объект (это единственное, что уцелело от Тираспольской крепости, давшей начало городу более 230 лет назад). И вот как раз во время этих работ начали находить множество человеческих останков. Стало ясно, что перезахоронена лишь малая доля от расстрелянных.
Вместе с археологами и историками работали «Наследники Побед». Общественное движение, объединившие в себе активную молодёжь, помогало в самом непростом деле – изъятии из земли останков, вещей репрессированных, расчистке, поиске документов, артефактов. Такой морально тяжёлый труд не каждому по плечу.



«Не все ребята могли выдержать эту работу, у нас сменилось 4 команды, последняя, уже основной костяк, держалась с 2019 года, ну и это уже стало не просто работой, а каким-то личным долгом перед историей. Правильно Президент говорит, что какой бы она ни была, это наша история, не надо ничего коверкать и придумывать, по факту было совершено преступление, оно было раскрыто. На территории порохового погреба находились человеческие останки, сейчас их там нет. Никто по ним не ходит, никто зимой не катается на санках по ним, как это бывало ранее, и мы может быть уверены, что перезахоронены все, что там больше никто не лежит», – рассказал руководитель исполкома молодёжного движения «Наследники Побед» Родион Романов.
Именно во время последнего периода – с 2017-го по 23-й было эксгумировано и исследовано бОльшее количество человеческих останков. Многих удалось идентифицировать и сообщить об этом родным. По завершении этого процесса всех перезахоронили на этом же мемориале. О том, что это за место и почему могила такая большая, напоминает крест и камень.
Фото Сергея Марченко







 
  
  
 










