Но немногие знают графа Ланжерона как участника русско-турецкой войны 1806-1812 годов, когда Бендерская крепость без боя была взята русскими войсками под предводительством барона Казимира Ивановича Мейендорфа. И уж тем более широко неизвестно о том, что в каждую из военных кампаний, в которых ему довелось участвовать, он вел дневники, отразившие его живую, яркую натуру и содержащие мельчайшие детали походов, изобилующие множеством интересных подробностей, умно подмеченных высказываний о тех, с кем сводили военные дороги, а также оценками (подчас резкими, иногда субъективными, но от этого не менее ценными для потомков) важнейших исторических событий.
«Записки графа Ланжерона», касающиеся войны с Турцией 1806-1812 годов, в переводе с французского были опубликованы в журнале «Русская старина» за 1907 год. В июньском номере читаем: «22-го ноября генерал Мейендорф с полками: Малороссийским гренадерским, Нашебургским, Новгородским и Нарвским мушкатерскими, 11-м Егерским, Стародубовским и Северским драгунскими, тремя казачьими полками и артиллерией перешел Днестр у Дубоссар по понтонным мостам и двинулся на Бендеры так быстро, что турки не успели опомниться. 24 ноября он появился перед городом в то самое время, как один молдаванин Катаржи, служивший России с последней войны, старался убедить пашу сдать город.
В это время Мейендорф построил свои войска в длинные колонны и заставил их ходить перед крепостью взад и вперед, то в киверах, то в фуражках, то в парадной форме, то в шинелях, чем старался в глазах турок усилить впечатление о численности своих войск и заставить их думать, что у него под начальством сильная армия. Мейендорф аплодировал себе за этот стратегический маневр, который ему удался, и город сдался. Гассану-паше, коменданту Бендер, было за 80 лет…
Бендеры расположены, как и Хотин, на правом берегу Днестра; окружающие его, довольно правильно, валы облицованы камнем и сделаны по новейшему способу, но они не имеют ни прикрытого пути, ни откосов, а иные куртины были так непомерно велики, что даже с бастионов нельзя было производить перекрестного огня.
С другой стороны Днестра, на русской территории, в городе, имеется командующая высота, поставленная на которой одна батарея в 100 или 120 туазов могла бы сокрушить турецкий город, a тем более дом самого паши и его внутренние апартаменты.
Мейендорф вызвал из Одессы генерала Хитрово с Нижегородским полком и несколькими пушками и поставил его на этой возвышенности; но так как дело обошлось без его помощи, то его отправили к герцогу де Ришелье…».
Еще много интересного можно найти в «Записках» графа Ланжерона, включая характеристики (пусть субъективные) таких исторических личностей, связанных с нашим краем, как генерал Казимир Иванович Мейендорф, генерал-майор Михаил Елисеевич Хитрово, герцог Арман Эммануэль де Ришелье…
Сами же «Записки» – это память о человеке незаурядном и, несмотря на суровость военной жизни, остроумном и обаятельном.
Фото: www.ru.wikipedia.org