24 июня 1945 года на Красной площади в Москве прошёл легендарный парад в честь окончания Великой Отечественной войны. В Параде Победы принимали участие около 40 тысяч человек, из которых 16 тысяч отличившихся фронтовиков. Среди них был артиллерист Иван Коваль – Герой Советского Союза из Каменки.
Воспоминаний и сведений о его боевом пути осталось крайне мало. Иван Коваль, как и многие ветераны, не любил вспоминать о войне. И понятно почему: он участвовал в трёх крупнейших сражениях, видел и пережил моменты, о которых не то что говорить, но и думать тяжело. В Красной армии Коваль с 1941 года, на фронте с лета 42-го. Сталинград, Курская битва, сражение за Днепр – прошёл через самое пекло. О том, что чувствовал Герой, шагая в строю боевых товарищей по Красной площади, увы, узнать мы не сможем: Иван Коваль ушёл из жизни в 1980 году. Но факты из его боевой биографии подсказывают, что наблюдая как горят фашистские знамёна у подножья мавзолея, фронтовик, наверняка, испытывал чувство глубокого удовлетворения.
1 Сталинградский дебют
В Доме-музее И. Коваля сохранилась интересная история. Когда Герой в 1944 году появился в родной Каменке, близкие его не сразу узнали – так сильно он изменился. Из отчего дома Коваль уехал ещё до войны, после 7-го класса поступив в Одесское ФЗУ. Затем работал слесарем, был мастером механического цеха вагонного депо железнодорожной станции Куйбышевка-Восточная Амурской области. Оттуда в 1941 году он был призван в Красную Армию.
На фронт Иван Коваль попал в июле 1942 года, когда самое масштабное сражение Второй мировой войны только разгоралось. По целям, размаху и напряжённости боевых действий Сталинградская битва длилась двести дней и ночей с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. Коваль был в её эпицентре множество раз. Об одном из эпизодов мы знаем благодаря опубликованным в последние годы документам.
64-я армия, в составе которой воевал будущий Герой, прикрывала Сталинград с юго-запада. С этой стороны на город в августе 1942 года шла 4-я танковая армия вермахта, командование попыталось остановить её на подступах к Волге. У станции Тингута, в 70 км от Сталинграда, в бой с немецкой бронетехникой вступил 657 артиллерийский полк, где служил младший сержант Коваль.
Командуя расчётом орудия, он уничтожил несколько танков противника, рассеял сопровождавшую его пехоту и точным огнём нейтрализовал миномётную батарею немцев, которая вела интенсивный огонь по переднему краю нашей обороны. За это получил свою первую награду – орден Красной звезды.
2 Восточный вал
О других эпизодах под Сталинградом с участием Коваля сведений найти не удалось. Так же пока неизвестными остаются подробности его участия в Курской битве (5 июля – 23 августа 1943 года). К этому времени 64 армия за особые боевые заслуги была переименована в 7-ю гвардейскую, что означало её переход в разряд элитных частей Красной армии. Известно, что она отражала танковое наступление вермахта в районе Белгорода в разгар сражений на огненной дуге. Затем, после поражения немцев, освобождала Харьков и участвовала в броске к Днепру.
Удар по «Восточному валу» немцев является одной из самых успешных операций русских в Великой Отечественной войне. Ещё до завершения Курской битвы, понимая, что поражения не избежать, Адольф Гитлер отдал приказ о строительстве оборонительного рубежа, проходившего севернее Чудского озера по реке Нарва, восточнее Пскова, Витебска и Орши, через Гомель и далее по рекам Сож, Днепр и Молочная до Азовского моря. На правом берегу Днепра началось возведение мощных укреплений, с помощью которых планировалось остановить наступление Красной армии.
«Гитлеровцы ухватились за Днепр как за якорь спасения», – писал спустя много лет маршал Иван Конев, в июле 1943 года назначенный командующим Степным фронтом, в составе которого воевал Коваль.
3 Бородаевские острова
Понимая, что с каждым днём «Восточный вал» немцев становится всё мощнее, командование пошло на беспрецедентный риск – как можно быстрее достичь Днепра и попытаться закрепиться на его левом берегу без предварительной подготовки. После тяжёлых наступательных боёв, без оперативной паузы, в чрезвычайно трудных и сложных условиях, понёсшие сильные потери в ходе Курской битвы, армии должны были форсировать одну из самых широких рек Европы.
В ночь на 25 сентября 1943 года командир орудия 158-го гвардейского артиллерийского полка Иван Коваль в составе штурмовой группы готовился переправиться через Днепр. Тремя днями ранее 7-я гвардейская вышла к реке между Кременчугом и Днепропетровском в районе Бородаевских островов. Чтобы попасть на правый берег, нужно было зачистить их все. Контроль над островами позволял создать понтонную переправу и организовать переброску крупных сил. Стратегическое значение островов понимали и немцы.
«Имея хорошо подготовленный рубеж непосредственно на правом берегу р. Днепр с хорошо организованной системой огня и естественную преграду перед своими позициями – р. Днепр, а на о-вах Бородаевских – сильные передовые группы, противник считал, что ему удастся в течение длительного времени держать части корпуса на левом берегу и не допустить форсирования р. Днепр на этом участке», – говорится в отчёте боевых действий 7 гв. армии.
Тем не менее в ночь на 25 сентября штурмовые группы русских на лодках и плотах начали переправу на остров Глинск-Бородаевский. После серии рукопашных схваток к утру остров перешёл под контроль Красной армии. Понимая тактическую важность острова, вермахт бросает в контратаку крупные пехотные соединения. В этих условиях исключительную роль сыграла советская артиллерия: она не только обеспечивала прикрытие форсирования Днепра, но стала палочкой-выручалочкой в отражении массированных атак противника. В боях за остров Коваль и его орудийный расчёт проявили образцовые боевые качества.
«26 сентября 1943 года в бою за остров Глинск-Бородаевский одним из первых вместе со штурмовой группой пехоты Коваль переправился через Днепр, своевременно открыл огонь из орудия для поддержки наступления нашей пехоты. Все контратаки противника, пытавшегося овладеть островом, товарищ Коваль отбивал совместно с другими орудиями, уничтожив при этом до взвода вражеских солдат», – говорится в наградном листе.
4 Огненный плацдарм
В кровопролитном сражении за Глинск-Бородаевский немцам удалось на какое-то время потеснить пехотные части русских, но точные удары артиллерии заставили их отойти. Этот успех позволил продолжить операцию по форсированию Днепра и создать плацдарм на правом берегу реки у сёл Бородаевка и Домоткань. В течение следующих 10 дней это место превратится в кромешный ад.
Враг понимал, насколько опасен для них образовавшийся плацдарм. Накопив силы, русские могли бы продолжить наступление на правом берегу. В этом случае создать «Восточный вал» в целях сдерживания Красной армии будет невозможно. Не удивительно, что на ликвидацию плацдарма немцы бросили крупные силы бронетехники и авиации.
«Каждый новый день держаться было всё тяжелей. Расчёты и пехота заметно редели. Боеприпасы подвозить через Днепр было сложно, и их порой не хватало. А фашисты всё усиливали натиск. Бомбы сыпались нескончаемо. Начинался день, и вместе с ним начинался ад. В ушах стоял несмолкаемый вой мин, снарядов, грохот взрывов. Гарь мешалась с трупным смрадом», – приводит воспоминания участников боёв на плацдарме Владимир Зюськин в книге «Истребители танков».
И здесь решающую роль снова сыграла артиллерия.
«В период борьбы за удержание и расширение плацдарма вся полковая и дивизионная артиллерия, переправленная к этому времени на правый берег р. Днепр, находилась в боевых порядках пехоты. 70-80 % дивизионной артиллерии было поставлено на прямую наводку. В связи с немногочисленностью пехоты перед артиллерией стояла большая задача по отражению массовых контратак танков и пехоты противника, пытавшегося во что бы то ни стало сбросить части корпуса в р. Днепр», – читаем в отчёте боевых действий.
Один из самых кровопролитных боёв произошёл 5 октября. Враг атаковал плацдарм с нескольких сторон одновременно, используя крупные соединения танков и пехоты. Около 20 «Тигров» ползли на село Домоткань. Расчёт Коваля в этот момент находился на острие немецкой атаки. Заняв место наводчика, он сжёг прорвавшийся танк и буквально в упор ударил по вражеской пехоте. Когда противник подошёл к батарее на расстояние 70-80 м, Коваль повёл свой расчёт врукопашную. Атака немцев захлебнулась. За проявленные отвагу и героизм Коваля представили к званию Героя Советского Союза.
Его дальнейший боевой путь пролегал через правобережную Украину. В 1944 году Коваль участвовал в Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской операциях. Так он и появился на пороге родного дома. Сегодня это дом-музей, во дворе установлен бюст Героя, который прошёл по донским степям, днепровским берегам и брусчатке Красной площади на Параде Победы.
В Каменке Ивана Коваля, который ушёл в отставку в 1946 году в звании майора, вспоминают так:
«Был простым, обычным человеком. Будучи председателем комитета профсоюза рабочих текстильной и лёгкой промышленности, не любил сидеть в кабинетной тиши. Не оставался безучастным к судьбе простых граждан: каждого он вежливо встречал и внимательно выслушивал, старался помочь словом и делом. За скромность, простоту и отзывчивость его любили люди».
Фотографии из фондов дома-музея И.Н. Коваля, Каменка.