17 декабря 1991 года на берегах Днестра возродилось Черноморское казачье войско. Сегодня, как и два столетия назад, казаки бережно сохраняют свои традиции и уклад, являясь неразрывной составной частью мультикультурного приднестровского общества. При этом во все времена основной задачей казака была и остаётся защита своего Отечества.
1 Воины пограничья
Территория нынешнего Приднестровья издревле являлась культурным и цивилизационным пограничьем. С конца XV века северная часть (выше реки Ягорлык) вошла в состав Великого княжества Литовского, а позже – государства Речь Посполита, в свою очередь южные земли (левобережье Днестра) были частью «Дикого поля», слабозаселённой территорией без постоянного земледельческого населения. Как северу, так и югу приходилось сталкиваться с постоянной экспансией турков и татарских орд.
Именно тогда наш край становится зоной казацкой самообороны. Наблюдение за степью и предупреждение о появлении противника стали постоянными функциями местного казачества. Здесь же на самых опасных участках казаки организовывали гарнизонную службу.
Территория Приднестровья была казацким плацдармом для походов на оккупированные Турцией земли правобережья Днестра. Предводители казачества вынашивали планы вытеснения османов за Дунай и создания на освобождённых землях буферного казацкого государства. Территория предполагаемого государства очерчивалась как «пустыня между Бугом и Днестром на турецком и татарском шляху».
2 «Войско верных казаков»
Новой вехой в истории казачества в Приднестровье стало создание в конце XVIII века Черноморского казачьего войска.
В 1775 году Запорожская Сечь была ликвидирована, а все её боевые единицы – распущены. После этого более пяти тысяч казаков ушли за Дунай в Оттоманскую Порту просить покровительства. Но большая часть осталась и была готова верой и правдой служить на благо своего Отечества.
В 1787 году во время путешествия Екатерины Великой в Новороссию запорожские старшины Сидор Белый, Антон Головатый и другие поднесли ей грамоту, в которой выражали желание служить «русским знамёнам». О верности запорожцев ходатайствовал сам Светлейший князь Григорий Потёмкин.
Императрица дала согласие на восстановление старого войска под именем «войска верных казаков». Так было создано Черноморское казачье войско, куда вошли казаки бывшей Запорожской Сечи и добровольцы из числа «свободных людей».
Им предоставлялись освобождённые в ходе русско-турецкой войны земли на левом берегу Днестра. Резиденцией ЧКВ (Кош) была выбрана Слободзея. Здесь располагалось войсковое правительство, хранились печать и казна. Всего существовало более двадцати казачьих поселений, которые располагались вдоль Днестра, от побережья Чёрного моря до села Терновка.
Создание Черноморского казачества оправдало себя в полной мере. Казаки проявили отвагу и героизм на полях сражений с Оттоманской Портой. Всего в боевых действиях русской армии участвовали 12 622 черноморских казака, и сражались они на суше и на море.
О храбрости казаков, проявленной в одном из сражений, писал в донесении императрице Светлейший князь Потёмкин:
По окончании войны казаки были переселены на Кубань. Но ушли далеко не все. Во многих населённых пунктах республики сегодня можно встретить потомков доблестных казаков Войска верных казаков запорожских, ставших впоследствии «черноморцами».
«Казаки оказали огромное влияние на культуру наших земель. И сегодня здесь очень распространены казачьи фамилии, такие как Чернов, Белокопытов, Звягин, Небейголова и другие. Русская часть Слободзеи отличается от молдавской и своим говором, есть разница в архитектуре домов», – рассказала в интервью «Новостям Приднестровья» директор Слободзейского музейного объединения Виктория Чебан.
3 «За веру и верность»
С конца 80-х годов прошлого века на всей территории Советского Союза начался процесс возрождения казачьих объединений. 28-30 июня 1990 года в Москве состоялся Большой учредительный круг, на котором было принято решение об образовании Союза казаков России, в котором приняли участие и потомственные казаки из Приднестровья.
В нашей республике казачье движение получило широкий размах. Хрестоматийно, что инициатива возрождения казачества исходила «снизу» – к самоорганизации стремились потомки славных черноморцев. В результате сначала в Дубоссарах, а затем в Бендерах были созданы первые общественные объединения казаков.
В конце 1991 года была начата работа по подготовке Первого Схода потомков казаков. В начале декабря в газете «Днестровская Правда» появилась небольшая заметка с призывом:
17 декабря на сходе было принято решение о возрождении Черноморского казачьего войска. Первым атаманом стал Герой Советского Союза Иван Пащенко.
«В Приднестровье казачество создавалось совершенно в иной обстановке, нежели в России и других странах бывшего Союза, где возрождение происходило в мирное время. Наше войско возрождалось в период нагнетания обстановки Молдовой. Поэтому если все вначале формировали станицы, органы управления, то мы возрождали боевые единицы», – рассказал атаман ЧКВ Игорь Небейголова.
4 На боевых позициях
В феврале 1992 года состоялся первый Большой Войсковой круг ЧКВ, на котором были утверждены члены войскового правления, атаманом избран Александр Кучер. С первых дней вооружённой агрессии Республики Молдова казачьи подразделении вышли на позиции. На помощь приднестровским братьям приезжали казаки с Украины, Прибалтики, всех казачьих войск Российской Федерации.
«Благодаря казачьему движению мы пробивали брешь в информационной блокаде. В руководстве постсоветских стран не воспринимали то, что здесь у нас происходит. Казаки пытались доносить информацию до власти и людей. Начиная с мартовских событий, казаки из РФ и других стран прибывают в Приднестровье, иногда целыми семьями. Наиболее массово едут с Кубани и Дона», – отметил атаман ЧКВ.
Казаки были одними из первых, кто оказал сопротивление оккупантам при попытке захватить Бендеры. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Всего за время боевых действий погиб 91 казак, в этом числе и 27 добровольцев из других казачьих формирований, прибывших на помощь черноморцам.
5 Казачество на современном этапе
Приднестровье – единственное государство, где статус казачества закреплён на государственном уровне. 21 декабря 2000 года Верховным Советом был принят Закон «О казачестве в ПМР». Также в республике функционирует уникальный в своём роде Отдельный резервный пограничный казачий полк, в котором несут службу представители ЧКВ.
«У нас полк действует с 1993 года. Он уникален по-своему. Казаки проходят службу в органах госбезопасности. Также у нас есть пограничные заставы. Атаман ЧКВ избирается кругом, а утверждается президентом, т. е. он подотчётен кругу и президенту. Такая плотная взаимосвязь казачества с институтами государства», – подчеркнул Игорь Небейголова.
Большое внимание в Черноморском казачьем войске уделяют воспитанию молодого поколения. Представители ЧКВ проводят открытые уроки в школах и вузах, фестивали казачьей культуры, военно-спортивные мероприятия. Ежегодно организовывают сборы казачат.
«Важное направление – работа с молодёжью. Мы должны воспитывать достойную смену – будущих защитников Отечества», – рассказывает начальник духовно-нравственного отдела Черноморского казачьего войска Анатолий Гавриленко.
В войске возрождают и старинные казачьи традиции, такие как посадка казачонка на коня, искусство фланкировки шашкой.
Казачья песня и сегодня льётся на республиканских песенных фестивалях. Ансамбль «Казачьи сердца» (Слободзея) был основан в 2002 году и неоднократно становился победителем и лауреатом музыкальных конкурсов.
Казаки бережно относятся к сохранению традиций и своей исторической памяти. И сегодня велика роль в управлении войском заслуженных казаков, ветеранов ЧКВ.
«У нас остался Совет стариков, это один из важных элементов войска, без них не принимается ни одно решение. Это наиболее заслуженные наши казаки, которые прожили долгую жизнь и имеют опыт не только боевой, но и житейский», – говорит Игорь Небейголова.
Особое место в жизни казачества занимает православная вера. Без благословения священнослужителей не проводится ни одно мероприятие в войске.
В этом году, благодаря инициативе президента Вадима Красносельского, в Тирасполе был открыт казачий храм во имя новомучеников и исповедников Церкви Русской.
«Два кита, на которых держится казачество, это вера и верность своему отечеству. Без православной веры – это была бы одна из патриотических военизированных организаций», – отметил главный духовник ЧКВ, настоятель казачьего храма отец Вадим.
Сегодня, как и столетия назад, основной задачей казаков остаётся защита своего Отечества.
«Главная задача ЧКВ – это защита Приднестровья. Она остаётся актуальной и по сей день. И вся работа подводится под выполнение главной задачи», – резюмирует Игорь Небейголова.