В среднем бронзовом веке на территории Приднестровья обитали племена катакомбной культурно-исторической общности (около 2700–2000 гг. до н. э.). Они населяли территории степей от Нижнего Дуная и Прута до левобережья Волги. Проникновение катакомбных племён на Нижний Днестр и западнее фиксируется уже на начальных этапах развития катакомбной КИО. Погребение раннекатакомбного облика было исследовано в 2013 г. у с. Глиное Слободзейского района.
Но в целом Приднестровье, в отличие от более восточных регионов, продолжали контролировать племена ямной КИО. Только во второй половине III тыс. до н. э. на территорию Северо-Западного Причерноморья массово мигрируют с востока носители ингульской катакомбной культуры. Известны здесь также отдельные погребения западноманычской и восточноманычской катакомбных культур, носители которых обитали на Нижнем Дону и в Предкавказье. У с. Окница было исследовано захоронение с бронзовым кинжалом манычского типа.
Почти все катакомбные погребения были впущены в уже насыпанные ранее курганы. Сами катакомбники курганы насыпали очень редко, в основном они хоронили своих умерших в уже существующих курганах, оставленных их предшественниками. Погребальное сооружение – катакомба – состояло из входной шахты, входа-дромоса и подземной камеры, где лежало тело покойного. Погребения сопровождались керамическими сосудами, изделиями из камня, кости и металла – оружием, орудиями труда, украшениями. Известны «производственные наборы», в состав которых входили кремнёвое сырьё и заготовки для наконечников стрел, абразивы, различные инструменты. Большинство комплексов катакомбных культур с такими наборами можно отнести к захоронениям представителей социальной верхушки по целому ряду признаков (большие трудозатраты на сооружение кургана и/или катакомбы, наличие предметов вооружения и символов власти, ритуальное расчленение костяков, трепанации, глиняные «маски» на черепах, изделия из драгоценных металлов и т. д.). Воинственность катакомбных племён подтверждается находками каменных наверший боевых топоров-молотов и булав, кремнёвых наконечников стрел и дротиков, бронзовых кинжалов. Встречаются следы боевых ранений на костях погребённых в катакомбах мужчин. Уникальной для Северо-Западного Причерноморья является находка набора из трёх гадальных костей у с. Глиное.
Хозяйство было комплексным, скотоводческо-земледельческим. И по значению скотоводства, и по образу жизни катакомбное население было близким ямному, хотя роль земледелия была, по-видимому, несколько выше. В состав стада входили бык, овца и лошадь. По отпечаткам на сосудах из погребений можно говорить о том, что выращивались просо, ячмень, овёс и пшеница.
На территории ПМР погребения катакомбной КИО изучены у с. Окница, у с. Гармацкое, у г. Дубоссары, у сёл Бутор, Красное, Спея, у г. Тирасполь, у сёл Суклея, Никольское, Константиновка, Фрунзе, Глиное.
На территории Северо-Западного Причерноморья в конце III тыс. до н. э. племена катакомбной и ямной культурно-исторических общностей под влиянием соседних культурных групп и вследствие климатических изменений принимают участие в формировании Днепро-Прутской культуры бабинской культурно-исторической общности (2000–1700 гг. до н. э.).
Бабинская КИО представляет переходный период от среднего к позднему бронзовому веку. Для неё характерны погребения в ямах, подбоях и колодах с сильно скорченными на боку костяками, сопровождаемые лепными сосудами и костяными поясными пряжками. Редко встречаются каменные и костяные орудия труда, украшения, кремнёвые наконечники стрел.
Хозяйство носителей Днепро-Прутской бабинской культуры было скотоводческо-земледельческим с преобладанием скотоводства.
В Приднестровье погребения бабинской КИО были изучены в курганах у г. Каменка, сёл Катериновка, Окница, Кузьмин, сёл Мокра и Владимировка, г. Дубоссары, у с. Бутор, у городов Тирасполь и Слободзея, у сёл Глиное, Терновка, Ближний Хутор, Никольское, Ново-Котовск.
Формирование сабатиновской культуры позднего бронзового века связано с благоприятной климатической ситуацией на протяжении XVII–XIII вв. до н. э. Наступает время развития оседлого скотоводческо-земледельческого хозяйства. Именно на это время приходится расцвет бронзолитейного производства.
Одной из наиболее многочисленных категорий памятников сабатиновской культуры являются сотни поселений, расположенные вдоль практически всех водных систем. В лесостепной зоне возводились наземные глинобитные жилища на деревянном каркасе. На поселениях степной зоны преобладали традиции каменного и каменно-глинобитного домостроительства. Стены наземных и углублённых жилищ сооружались из известняка, ракушечника и песчаника. В жилищах и за их пределами находились простые круглые или овальные очаги, выложенные камнями. Особой категорией археологических памятников являются зольники – невысокие курганообразные насыпи, состоящие из золы, камней, земли, насыщенные культурными остатками. Эти объекты связаны с обрядами почитания огня, домашнего очага, другими земледельческими культами. Такие зольники были исследованы археологами у с. Ново-Котовск.
Своих умерших сабатиновцы обычно хоронили в курганах более раннего времени. Погребения характеризуются неглубокими ямами, бедностью или полным отсутствием инвентаря, скорченным на боку положением костяков с восточной ориентировкой. Инвентарь обычно состоял из одного сосуда.
Поселения сабатиновской культуры на территории ПМР исследовались у с. Погребя, сёл Терновка и Незавертайловка, а подкурганные погребения были раскопаны у с. Владимировка, г. Дубоссары, сёл Терновка, Константиновка, Ново-Котовск, Уютное, Фрунзе, Глиное.
Начиная с XII в. до н. э. происходили негативные изменения климата, что вызвало отток населения. Прекращается разработка медной руды, сворачивается металлообрабатывающее производство. Осваиваются навыки обработки железа и кочевое скотоводство. В этот период в Приднестровье обитало население белозёрской культуры. Поселения располагаются на высоких мысах рек и озёр. В степной зоне были углублённые жилища, в лесостепи – наземные глинобитные жилища каркасно-столбовой конструкции.
Погребения совершены в ямах, костяки скорчены на боку, ориентированы головой на юг. Руки согнуты в локтях и кистями поднесены к лицу. В инвентаре один-два сосуда, мелкие бронзовые украшения, стеклянные бусины. Погребения в больших ямах выделяются богатым инвентарём: лощёными сосудами, бронзовыми и железными ножами, фибулами, украшениями из золота, наборами стеклянных и янтарных бус.
В Приднестровье поселения с белозёрской керамикой известны у сёл Рашков и Валя-Адынка, у с. Терновка. Погребения были изучены в курганах у с. Погребя, у г. Тирасполь, у сёл Парканы, Суклея, Ново-Котовск. Памятники белозёрской культуры прекращают своё существование с появлением в Северном Причерноморье нового кочевого народа – киммерийцев.