Трагические события 2 ноября 1990 года, когда сотрудники внутренних дел Республики Молдова открыли автоматный огонь по мирным жителям Дубоссар, выпустив в них полторы тысячи пуль, убив трёх и ранив 16 человек, наглядно показали, что молдавские власти рассматривают силовой путь решения «проблемы Приднестровья» как основной и самый, по их мнению, эффективный и актуальный.
Агрессивная риторика из уст молдавского руководства звучала намного раньше дубоссарской трагедии, её подкрепляли безобразные выходки сторонников народного фронта. Оставлять их без внимания руководство молодой приднестровской республики, разумеется, не могло.
Именно поэтому ещё 16 октября 1990 года по решению Временного Верховного Совета ПМССР были созданы Рабочие отряды содействия милиции (РОСМ), ставшие первой формой самообороны приднестровцев от националистической агрессии.
А 11 февраля 1991 года по решению Тираспольского городского исполнительного комитета было создано «штатное невоенизированное формирование гражданской обороны – территориально-спасательный сводный отряд по чрезвычайным ситуациям». Акцент не случайно делался на слове «невоенизированный». Как пояснял пресс-релиз Общественной организации «Союз ветеранов ТСО», «название, да еще в рамках гражданской обороны, было продиктовано тем, что это был единственный способ в правовых рамках еще существовавшего СССР создать структуру, способную защитить приднестровцев и созданные ими новые государственные структуры от возможного вражеского посягательства на суверенитет Приднестровской МССР». Затем свои ТСО были созданы и в других городах и населённых пунктах Приднестровья.
Изначально ТСО состояли из рабочих местных предприятий, которые должны были вести работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Однако события 1991 года поставили перед бойцами ТСО другую задачу – противодействие вооружённой агрессии со стороны Республики Молдова.
Пока существовал единый Советский Союз, и жители Приднестровья, и руководители ПМССР были твёрдо уверены в одном: какие бы вооружённые провокации ни допускал по отношению к Приднестровью официальный Кишинёв, по приднестровским городам и сёлам не будет вестись беглый артиллерийский и миномётный огонь, в них не ворвётся боевая бронетехника, а боевые самолёты не станут наносить бомбовые удары по стратегически важным объектам. Армию – эту грозную и страшную силу, руководство Республики Молдова не контролировало.
Ситуация кардинально изменилась в августе 1991 года, когда провал «путча ГКЧП» фактически похоронил все попытки сохранить единое союзное государство. Развал СССР становился практически неизбежным, а вместе с этим – и раздел военного имущества его Вооружённых сил, и создание собственных национальных армий его бывших республик.
И если уж полицейские Республики Молдова, которые должны были трижды хорошенько подумать, прежде чем нажимать на спусковой крючок, потому что после этого их замучили бы отписки и многочисленные проверки, выпускают по мирным жителям полторы тысячи пуль в один день, то как же будут действовать солдаты и офицеры новообразованной молдавской армии, получив приказ навести «конституционный порядок»?
Очередной повод для тревожных размышлений молдавские власти предоставили сразу же в августе 1991 года, обвинив всё руководство ПМССР в пособничестве «путчистам» и под этим предлогом арестовав ряд приднестровских депутатов, в том числе и Председателя ПМССР И. Н. Смирнова. Сложившаяся ситуация требовала незамедлительного реагирования.
Именно поэтому уже 2 сентября 1991 года на IV съезде депутатов всех уровней Приднестровья впервые прозвучало предложение о создании специальных формирований для защиты республики. По справедливому мнению озвучивших его, только народная гвардия давала возможность приднестровцам почувствовать себя спокойно в родном краю. В резолюциях IV съезда появились следующие пункты: до 10 сентября принять меры по защите суверенитета и независимости; в недельный срок утвердить закон о республиканской гвардии.
Претворяя в жизнь решения IV съезда народных депутатов всех уровней Приднестровья, Верховный Совет 6 сентября 1991 года принял Постановление «О мерах по защите суверенитета и независимости Приднестровской Молдавской ССР». В нём говорилось о переходе под юрисдикцию вновь созданного государства предприятий, организаций, прокуратуры, суда, арбитража, КГБ, всех остальных структур и подразделений (кроме Вооруженных сил СССР), расположенных на территории республики. Отдельным пунктом указывалось: «Создать республиканскую гвардию в структурах и количествах, необходимых для защиты безопасности, прав и свобод граждан республики». Сессия приняла также постановление о переподчинении военных комиссариатов Министерства обороны СССР Правительству ПМССР.
В это же время руководство Республики Молдова начало добиваться вывода с территории ещё формально существующей союзной республики Вооруженных сил и внутренних войск МВД СССР. В ответ на это Верховный Совет ПМССР принимает 10 сентября постановления о введении в действие Закона «О Республиканской гвардии». Его первая статья гласила:
- Республиканская гвардия Приднестровской МССР создается в соответствии с Конституцией Приднестровской МССР в целях защиты суверенитета, независимости, территориальной целостности республики, прав и свобод ее граждан.
- Республиканская гвардия является вооруженным военным формированием.
- Республиканская гвардия подчиняется Верховному Совету Приднестровской МССР и Председателю Приднестровской МССР.
- В случае необходимости защиты СССР Республиканская гвардия Приднестровской МССР по решению Верховного Совета Приднестровской МССР переходит под руководство Верховного Главного Командования Вооруженных сил СССР.
Из этого закона прекрасно видно, что, даже находясь в столь критической ситуации, приднестровцы до последнего боролись за сохранение единого союзного государства, видя в нём прежде всего надёжный гарант безопасности своих родных и близких.
Вот как вспоминал об этих событиях первый Президент Приднестровья И. Н. Смирнов:
«…Еще во время моего “сидения” в кишиневской тюрьме Верховный Совет принял решение о создании Республиканской гвардии. Активизировался и процесс перехода под юрисдикцию Приднестровской Молдавской Республики органов внутренних дел, прокуратуры, судов. Словом, на деле началась серьезнейшая работа по созданию силовых структур ПМР. Действия Республики Молдова вызвали ответные действия с нашей стороны. С той только разницей, что все предпринимаемое нами никогда не выходило за рамки оборонительного принципа, принципа защиты своей Республики, своего народа, причем не от мифической, а от вполне конкретной опасности.
До распада СССР мы и не мыслили себе, что нам придется создавать свою армию. Это просто какой-то дикостью, нелепицей нам казалось. Ведь вот же она — «непобедимая и легендарная, в боях познавшая радость побед», тут, рядышком, за забором. Если что стрясется, защитит!
Но постепенно приходило понимание (а острые моменты значительно ускоряли процесс расставания с иллюзиями), что нужно создавать свою собственную армию, каким бы странным это ни казалось».
29 сентября началось непосредственное создание Республиканской гвардии на основе РОСМ (рабочих отрядов содействия милиции) в составе Управления, трех отдельных батальонов и роты, которые по местам дислокации распределялись следующим образом: в Тирасполе управление гвардии и 1-й батальон, в Бендерах 2-й батальон, в Рыбнице 3-й батальон, в Дубоссарах – отдельная рота, которая впоследствии (в декабре 1991 г.) была реорганизована в 4-й батальон. Численность каждого батальона составила 250 человек. В Каменке, Григориополе и Слободзее находились отдельные роты.
30 сентября командиром Республиканской гвардии был назначен Стефан Флорович Кицак, который обладал немалым военным опытом. Так, с 1980 по 1989 год Стефан Флорович выполнял интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан, будучи с 1986 по 1989 год заместителем начальника штаба 40-й общевойсковой армии в городе Кабул.
С 1989 по 1990 год Стефан Флорович являлся заместителем начальника штаба 14-й гвардейской общевойсковой армии в Тирасполе. В мае 1990 года вышел в отставку, но в тревожное для республики время вновь поспешил на помощь её народу. С этого момента всю ответственность за формирование и становление первых подразделений гвардии, а затем и Вооруженных сил он берет на себя.
Боевое крещение гвардия ПМР приняла 13 декабря 1991 года, отразив атаку молдавских полицейских на Дубоссары. Тогда же гвардейцы понесли и первые потери.
Но главным испытанием для гвардейцев и бойцов ТСО стало отражение агрессии Республики Молдова весной-летом 1992 года, которое они с честью выдержали.
11 августа 1993 года указом Президента ПМР И. Н. Смирнова 6 сентября был объявлен Днём Вооружённых сил Приднестровской Молдавской Республики.