Уманско-Ботошанская операция стала частью масштабного наступления на Украине в марте-апреле 1944 года. Её итогом стало освобождение правобережной Украины, северных районов Приднестровья и Бессарабии, выход Красной Армии к государственной границе СССР и её вступление на территорию Румынии. «Новости Приднестровья» собрали несколько интересных фактов об одной из самых сложных фронтовых операций Великой Отечественной войны.
- Уманско-Ботошанская операция заняла полтора месяца. Она проводилась силами 2-го Украинского фронта с 5 марта по 17 апреля 1944 года.
- Операция проходила в сложных условиях весенней распутицы. Военная теория того времени рекомендовала проводить масштабные боевые действия с использованием больших групп бронетехники, авиации и сухопутных войск в условиях сухого и твёрдого грунта. Так, осенью 1941-го одним из факторов замедления наступления вермахта под Москвой была осенняя распутица – бронетехника и пехота увязли в раскисших грунтовых дорогах. Уманско-Ботошанская операция показала, что сезон распутицы не помеха крупному военному успеху.
Маршал Иван Конев, командующий 2-ым Украинским фронтом:
«История войн не знает более широкой по своим размахам и сложности в оперативном отношении операции, которая была бы осуществлена в условиях полного бездорожья и весеннего разлива рек. В моей памяти неизгладимы картины преодоления солдатами, офицерами и генералами непролазной липкой грязи. Я помню, с каким неимоверным трудом вытаскивали бойцы застрявшие по самые кузова автомобили, утонувшие по лафеты в грязи пушки, надсадно ревущие, облепленные чернозёмом танки. В то время главной силой была сила человеческая».
- Успех был достигнут с относительно небольшим количеством бронетехники. В конце февраля 1944 года войска 2-го Украинского фронта были изрядно измотаны боями под Корсунь-Шевченковским. При общей численности фронта в 691 тыс. человек и трёх танковых армиях, он располагал всего 670 боеготовыми танками и самоходными артиллерийскими установками (САУ). Такого количества техники хватало для укомплектования по штату всего одной танковой армии трёхкорпусного состава. Имелся немалый риск того, что без танкового «кулака» наступление быстро выдохнется. К тому же прорывать фронт нужно было без поддержки авиации, которая не могла действовать в ненастную погоду.
Но Конев создал превосходство в пехоте, танках и в артиллерии на направлениях главного удара – в прорыве участвовали две танковых армии (2 ТА и 5 гв. ТА), третья (6 ТА) вводилась позже для развития успеха. Тем временем на остальных участках фронта прикрытие было очень тонким. Риск Конева объяснялся тем, что на тот момент противостоящая фронту группа немецких войск ещё не оправилась после поражения под Корсунь-Шевченковским и не была готова к наступательным действиям.
- Крупная победа была одержана уже в первый день операции. Удар двух танковых армий фактически обрушил весь немецкий фронт. Немцев застали в период перегруппировки, и взлом обороны прошёл быстро и эффективно.
В результате весь ремонтный фонд – ожидающие ремонта танки и самоходки, скопившиеся после боёв под Корсунь-Шевченковским – был немцами брошен. По советским данным, 2-я танковая армия во взаимодействии с 5-й гвардейской танковой армией при освобождении Умани захватила свыше 500 танков и более 350 орудий.
Это привело к тому, что вермахт был лишён возможности оперативно противопоставить прорыву Красной Армии крупные бронетанковые силы.
- Именно в этой операции проявились лучшие боевые качества танкового десанта. В условиях весенней распутицы автомашины вязли, а передвижение пешим порядком по раскисшим дорогам не давало нужного темпа. Без поддержки пехотинцев бронетехника становилась чрезвычайно уязвимой. Поэтому танки сопровождали малые группы пехоты, которые располагались на их броне.
Благодаря своей мобильности бронетехника успевала выходить в тыл немцам, заставляя их спешно отступать по всей линии фронта.
Серьёзным препятствием для быстрого продвижения были многочисленные водные преграды. Местность изобиловала большим количеством рек (Горный Тикич, Южный Буг, Днестр), которые являлись серьёзными естественными преградами. Тем не менее бронетехника с десантом успевала подходить к переправам раньше, чем туда подходил противник.
- К Днестру советская бронетехника вышла 17 марта в районе Ямполя и сумела его форсировать – немцы просто не успели взорвать переправу. Быстрый переход на правый берег стал важным тактическим успехом – это позволяло продолжить быстрое наступление к Карпатам.
- В ходе именно этой операции Красная Армия вышла к западной госгранице СССР впервые с лета 1941-го. Это произошло 26 марта 1944г. Событие оказало важный психологический эффект – вместе с воодушевлением солдат выход на границу посеял смятение в рядах союзников Германии, в первую очередь правительств Румынии, Венгрии и Болгарии.
- Освободить Тирасполь и Бендеры планировалось уже 28 марта. Дело в том, что к моменту выхода мобильных групп 2-го Украинского фронта на Днестр немцы прочно удерживали рубежи восточнее Одессы. Тем самым образовался полукруг фронта, которым решило воспользоваться командование. Коневу поставили задачу широким охватом прижать группу немецких армий к Чёрному морю.
Маршал Иван Конев, командующий 2-ым Украинским фронтом:
«В этой обстановке мне представлялось правильным, выйдя основными силами фронта на Днестр и овладев плацдармами, одновременно левым крылом фронта развивать удар на Бендеры для охвата группировки противника в районе Первомайска и Вознесенска, отрезая её от переправ через Днестр. В связи с этим директивой от 17 марта я поставил перед армиями левого крыла задачу стремительно развивать наступление к Днестру, захватить переправы в районах Рыбницы и Дубоссар, а частью сил двинуться на Бендеры».
Но полностью реализовать этот план не удалось. В танковых подразделениях к этому времени оставалось мало танков, отставало снабжение, наступление уже начинало выдыхаться. К примеру, в 29 танковом корпусе на 22 марта было всего 10 танков Т-34 и 5 артиллерийских самоходных установок. Этими силами было решено идти на Тирасполь.
Сначала продвижение корпуса на юг вдоль Днестра было достаточно быстрым. 23 марта советские танки подошли к Каменке, где вместе с партизанами помешали немцам сжечь склады с зерном. На следующий день бронетехника корпуса освободила Строенцы, Белочи, Большой Молокиш, Сарацею, Ержево и подошла к Рыбнице.
Там тридцатьчетвёрки столкнулись с немецкими «Тиграми» и увязли в боях за город, которые длились почти неделю. Подробнее об этом можно почитать здесь.
После того, как 30 марта была освобождена Рыбница, командование кардинально изменило планы. Дальнейшее движение к Тирасполю было остановлено, а танковая армия Ротмистрова перебрасывалась далеко на Запад. Она должна была усилить наступление на румынский город Тыргу-Фрумос: его захват открывал путь на столицу Румынии – Бухарест. Было решено попытаться вывести союзницу Германии из войны. Но вермахт всё-таки успел выставить мощные заслоны и остановить наступление Красной Армии. А Тирасполь и южные районы Приднестровья освобождал 11-12 апреля уже 3-й Украинский фронт маршала Родиона Малиновского, который начал Одесскую наступательную операцию 27 марта, как раз в разгар сражения за Рыбницу.
- В результате Уманско-Ботошанской операции немецкая 8-я армия потерпела тяжёлое поражение и была отброшена за Днестр. Немцы потеряли огромное количество боевой и вспомогательной техники, уничтоженной и брошенной на всём пространстве от Умани до Днестра. Такие потери стали уже невосполнимыми, и вермахт, имевший репутацию подвижной армии «блицкригов», всё больше терял это своё качество. Напротив, Красная армия становилась подвижнее и раз за разом оттачивала мастерство операций подвижных соединений. Так об итогах операции писал специалист по Великой Отечественной войне Алексей Исаев. Были созданы условия для успеха действий войск 3-го Украинского фронта в Одесской операции, а в более долгосрочной перспективе — для полного уничтожения южного фланга немецких войск в Ясско-Кишинёвской операции.
- Войска 2-го Украинского фронта потеряли в ходе операции более 66 тыс. человек убитыми и пропавшими без вести, более 200 тыс. человек было ранено. Немецкие и румынские войска потеряли убитыми 118 400 солдат и офицеров. Количество пленных превысило 27 тыс. человек.