На смену скифам в степной зоне и гетам в лесостепной зоне Приднестровья к началу нашей эры пришли сарматы. Упомянутые древнегреческими и римскими авторами: Гераклидом Понтийским (390–310 гг. до н. э.), Страбоном (64 г. до н. э. – 24 г. н. э.), Овидием (43 г. до н.э. – 17/18 г. н. э.), Публием Корнелием Тацитом (сер. 50-х – 120 г. н. э.), сарматы появляются в Приднестровье в самом конце I в. до н. э., и до самого конца IV в. н. э. их присутствие в нашем крае фиксируется археологически.
Кочевой образ жизни сарматских племён обусловил их основные занятия. Сарматы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Были развиты ювелирное, бронзолитейное, кузнечное, деревообрабатывающее, кожевенное, косторезное ремесло. Среди домашних промыслов фиксируются изготовление лепной посуды, войлочных изделий, прядение, ткачество и др.
В Северо-Западном Причерноморье крупнейшими городами, с которыми торговали сарматы, были Ольвия и Тира.
Среди памятников сарматской культуры абсолютно доминируют курганные захоронения. Со II в. известны бескурганные могильники. Большинство по-гребений совершено по обряду ингумации. Умерших укладывали в вытянутом положении на спине, реже на боку.
Основным видом погребального сооружения у сарматов была яма. Известны подбойные могилы (ямы, в длинных стенах которых в виде ниш были устроены погребальные камеры) и катакомбы. Нередко в могилы клали угли, мел, гипс, символизировавшие огонь. В качестве жертвенной пищи чаще всего в могилы помещали мясо мелкого рогатого скота, значительно реже – мясо лошади. Погребальный инвентарь сарматов разнообразен: предметы вооружения (железные черешковые наконечники стрел, копья, мечи, чешуйчатые панцири), конское снаряжение и орудия труда. В сарматские погребения клали римские импортные амфоры, металлические и стеклянные сосуды, лепные горшки, миски и кувшины местного производства, бронзовые котлы. Многочисленны украшения: диадемы со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней, гривны из драгоценных и цветных металлов, браслеты, серьги, ожерелья из сердоликовых, янтарных, коралловых, хрустальных и стеклянных бус. Сарматский костюм отличался обилием фибул и поясных пряжек различной конструкции. Серебряные и бронзовые зеркала весьма изящны.
Самые известные сарматские захоронения на левобережье Нижнего Днестра были открыты в лесостепных районах ПМР – у сёл Грушка, Окница, Подойма, Кузьмин и Мокра. Известны и другие сарматские захоронения в степном левобережном Поднестровье – у с. Дойбаны-2, у сёл Чобручи и Глиное Слободзейского района.
С середины III в. соседями сарматов в Приднестровье были племена черняховской культуры (готы). В ней сочетаются германские, позднескифские, славянские и сарматские черты. К германским чертам относятся биритуальный погребальный обряд (кремация и ингумация), некоторые сосуды и украшения. Позднескифскими и сарматскими чертами считаются ингумации в подбоях или катакомбах, некоторые формы лепной посуды. С сарматами черняховцев связывает обычай прижизненной деформации черепа. Раннеславянскими элементами считаются квадратные полуземлянки небольшой площади с большим числом хозяйственных ям, высокий процент в керамическом наборе лепных горшков, отсутствие крупных могильников.
Поселения племён черняховской культуры известны и в лесостепной, и в степной зонах, близ водоёмов. Жили черняховцы в наземных домах и полуземлянках, деревянные стены которых обмазывались глиной. Жилища с глинобитными полами отапливались каменными или глиняными очагами.
Основой хозяйства было пашенное земледелие. Возделывали пшеницу, ячмень и просо. Выращивали также рожь, овёс, бобовые культуры, лён и коноплю. Было развито и придомное скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади и домашняя птица). Распространение получили обработка чёрных и цветных металлов и ювелирное искусство, гончарное производство, деревообрабатывающее ремесло, косторезное дело, прядение и ткачество.
На черняховских поселениях часто встречаются римские монеты. Находки ключей от замков, а также денежно-вещевые клады свидетельствуют о значительном расслоении черняховского общества.
Среди носителей черняховской культуры получили распространение греческий и латинский языки и письменность. Некоторые из них принимали христианство.
В погребальном обряде сочетаются кремация (трупосожжение) и ингумация (трупоположение).
Трупоположения совершали в ямах простой конструкции, в ямах с уступами и в катакомбах. Отмечены и северная, и западная ориентировка.
На территории ПМР известно около 50 черняховских поселений, но ни одно из них не исследовалось стационарно. У с. Большой Молокиш и в г. Дубоссары случайно, при проведении земляных работ, были обнаружены и погребения черняховской культуры.
Развитие черняховской культуры было прервано гуннами в 375 г., которые разгромили вестготов. Позднейшие памятники датируются самым концом IV в.
Гунны, вторгшиеся в последней трети IV в. из Азии в Восточную Европу, появились в Северо-Западном Причерноморье в конце IV в. В 420–430-х гг. создаётся «держава» гуннов с центром на Среднем Дунае, которая подчинила народы от Центральной Европы до Поволжья. Распад «державы» произошёл сразу после смерти самого известного её вождя – Аттилы, правившего в 434–453 гг.
Стойбища гуннов пока не найдены. В Северном Причерноморье их функцию могли выполнять некоторые вновь заселённые в римское время города, в частности, Тира в низовьях Днестра. Немногочисленные погребальные памятники гуннов в северопричерноморских степях датируются второй пол. IV – первой пол. V в.
Гуннское вооружение включало в себя луки. Конское снаряжение гуннов разнообразно – обкладки деталей седла, двусоставные железные удила. Украшения представлены серьгами, гривнами, диадемами и браслетами. Встречаются металлические зеркала, стеклянные и лепные сосуды, бронзовые и медные котелки. Ярким атрибутом культуры кочевников гуннской эпохи являются литые котлы полуяйцевидной формы.
В Северном Причерноморье известны только отдельные погребения. Преимущественно практиковался обряд ингумации.
Гунны нередко использовали для захоронений своих родичей погребальные сооружения предшествующего времени. Такая ситуация была зафиксирована и в Приднестровье, в скифском кургане у с. Глиное Слободзейского района. Скифская катакомба была использована гуннами для захоронения соплеменника. При этом останки скифов были выброшены из погребальной камеры, а на их место было уложено гробовище с телом мужчины. В могиле был найден лепной кувшин, украшения головного убора и золотая пряжка на поясе. В настоящее время этот погребальный комплекс является единственным гуннским захоронением, исследованным на территории Приднестровья.